ПРИЗРАК ГНОСТИЦИЗМА БРОДИТ ПО ПЛАНЕТЕ

"Хитро нарядившись в заманчивую одежду, заблуждение достигает того, что по своему внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины"
Св. Ириней Лионский

Часть 1
Гностицизм как реакция на религиозный скептицизм

Гностицизм – ересь древняя и в тоже время одна из самых современных. Возникнув в первые века христианства, она почти исчезла в эпоху расцвета империй и снова возродилась в эпоху падения монархий.

Наше время имеет нечто общее с эпохой первых веков христианства, а точнее, с эпохой умирающего язычества. Общей чертой этих эпох является скептицизм. Скептицизм сейчас поразил почти все сферы человеческой жизни. Современный человек уже ни в чем не уверен.

Власть давно потеряла свою сакральность, людям больше трех веков упорно внушают идею общественного договора, льстят народу, будто он источник власти. Нестабильность и неспособность искусственных, умозрительных государственных систем обеспечивать порядок в обществе привели к разочарованию в справедливости и эффективности механизма государственной власти.

В науке восторжествовал эмпиризм. Всякое суждение, не имеющее точных эмпирических (якобы научных) доказательств, признается ненаучным. На этом основании противопоставляются наука и религия, создается «научный» атеизм. Накопление фактов, которые не вписываются в существующую научную картину, порождает сомнения в возможности познания природы научными методами.

В экономике постоянные кризисы, вызванные безнравственными и безответственными действиями экономических элит и государственных органов, привели к сомнениям в возможности честно зарабатывать на жизнь. Люди не уверены в том, что могут сохранить свои сбережения, нестабильны даже самые стабильные валюты и банки.

Неуверенность в завтрашнем дне стала глобальной, средства массовой информации каждый день пугают людей предсказаниями глобальных катастроф и ужасами, которые готовят им тайные силы злодеев-заговорщиков.

Религиозная жизнь в основной массе проникнута скепсисом. Люди, потеряв живую веру, превратив ее в формальное исполнение обрядов, не могут иметь религиозного опыта. Мертвая вера буквы закона не может родить живой опыт. Отсутствие религиозного опыта у теплохладных христиан породило массовое сомнение в истинности религии. Религию стали «исправлять» и, в конце концов, дошли до ее отрицания. Многие современные люди не дерзают заявить, что Бога нет, такое утверждение только породит новые противоречия и дополнительные хлопоты. Они говорят, что что-то там есть, но любые попытки конкретизировать их взгляды они воспринимают в штыки и говорят, почему мы должны именно вам верить, а не другим религиям.

Аналогичные явления происходили две тысячи лет назад, накануне новой христианской эры. Языческий мир, отступив от веры в истинного живого Бога, погрузился в бездну идолопоклонничества. Весь мир наполнился бездушными истуканами, перед которыми совершались ритуалы поклонения для достижения различных целей. Причем идолы не всегда были каменными или деревянными. Наиболее развитые религиозные системы идеализировали различные силы природы. Отношения с идолами чаще всего строились по принципу «ты мне, я тебе». Философия из метафизической науки превращается в учение, разрабатывающее правила и нормы. В государственной жизни Афин, начиная с XI века до Р.Х., происходит постепенный переход от монархии к республиканской демократии. Складывающаяся система многобожия разрушает систему единовластия как образа власти единого Бога. К V веку до Р.Х., в результате реформ архонта Клисфена, формируется знаменитая афинская демократия, сутью которой по Геродоту является принцип равных прав на власть для всех граждан. Уже к концу IV века до Р.Х. государственная система Афин окончательно теряет стабильность. Неустойчивость и безнравственность античной демократии приводит к разочарованию в данной форме государственной власти. Платон называет демократию властью лжецов, одной из худших форм власти. Аристотель отождествляет демократию с охлократией, властью толпы. Религия превращается в бытовую магию и бездушную обрядность. От мучеников из книги Маккавеев требовали не веры в идолов, а формального совершения ритуала. Елеазару даже предложили подменить жертвенное мясо на разрешенное по закону, и совершить языческий ритуал притворно (2 Мак. 6,21). Общество постепенно потеряло живую веру в официальную религию и прониклось духом скептицизма. Уже к III веку до Р.Х. Пирроном были сформулированы основы учения школы скептицизма. Начиная с «выгодной» жизненной позиции, ставящей под сомнение правильность каких-либо знаний, заменяющей утверждения вероятностью, скептицизм перерос в философскую доктрину, доведенную до абсолютного сомнения и самоотрицания в философии Секста Эмпирика.

Вот на эту почву всеобщего разочарования и неуверенности упали семена «тайного знания».

Государственная языческая религия ослабла, и по всей Империи стали бродить маги и колдуны, потерявшие веру в официальных богов. За деньги они приобретали искусство совершать различные фокусы и зарабатывали тем себе богатства и славу, спекулируя на жажде людей по живой вере, приносящей видимые плоды. Государство, защищая своих жрецов, пыталось вести борьбу с ними, и поэтому магия процветала в основном на восточных окраинах Империи – в землях, которые, по мнению Диогена Лаэртского, издревле были землями магов, берущих свое начало от Зороастра в Персии.

В это время в Палестине происходит событие вселенского масштаба: в человечестве возрождается живая вера в истинного Бога. Появляется собрание людей, которое выходит за рамки национальных и классовых различий. Эти люди называют себя детьми Божьими и доказывают это невиданными чудесами.

Когда Апостолы Святой Церкви начали благовествовать в Самарии, то местный экстрасенс Симон, промышлявший волхвованиями и имевший большой авторитет в городе, видя великие силы и знамения, совершаемые Апостолом Филиппом, изумился и понял, какие финансовые выгоды можно получить, став среди основателей новой религии. Он предложил Апостолам деньги, чтобы те дали ему власть, которую они имели, понимая ее как власть произвольно низводить на людей Святой Дух: «чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8, 20). Апостол Петр, видя Симона «исполненным горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8, 21-24), отверг нечестивое предложение. Симон же, хотя и испугался, но не раскаялся. Он стал основателем нового религиозного течения – гностицизма, которое пыталось различными спекуляциями обновить и оживить обветшавшее язычество и превратить его из народных верований в веру вселенскую, подражая христианству.

И в наше время предприимчивые скептики, не имеющие в сердцах своих живой веры, пытаются возродить этот синкретический суррогат, также как Симон Волхв, посягая купить благодать у наследников Святых Апостолов и создать универсальную лжецерковь.

Евгений Кулагин

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  30.01.2011

Главная Каталогъ Часть 2

Рейтинг@Mail.ru