Верую в Церковь

Наиболее сжатым и наиболее точным изложением нашей Православной Веры является Символ Веры. В Символе Веры о Церкви сказано: «Верую … во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Что же означают эти слова?

Что означает веровать в Церковь

Слово Церковь, по-гречески «экклесия», означает «собрание». В отличие от других, чисто человеческих объединений – это собрание особенное, – это Богочеловеческий организм, то есть кроме человеческого в Ней есть нечто от непостижимого Бога. Поэтому понятие Церкви нельзя выразить через рассудочные построения, оно значительно выше любого земного разума.

Многое в учении о Церкви мы можем постичь только Верой. Потому что Вера – это, по словам Апостола Павла, обличение вещей невидимых (Евр. 11, 1-2). Под «невидимыми» здесь понимаются такие вещи, которые мы не способны познать, то есть увидеть умом. Поэтому вещи, которые превосходят наш разум и для нас непостижимы мы можем принимать только на веру.

Если в Символе Веры мы говорим «Верую в … Церковь», – это значит, что в Церкви есть нечто, что никакими умозаключениями или научными исследованиями невозможно понять.

Таких непостижимых вещей, или свойств Церкви, в Символе Веры названо четыре: «Верую … во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Это значит, что в названные четыре свойства Церкви мы ВЕРУЕМ, а не определяем их из каких либо наших исследований или умозаключений, и тем более не создаем их. Эти четыре свойства Церкви являются проявлением действия в Церкви Святого Духа.

Мы знаем, что христианская Вера – это не только признание какого-либо факта, но – это еще и дела Веры, ибо Вера без дел мертва. Как же выражается православная Вера в Церковь?

По определению святителя Филарета Московского, веровать в Церковь – это «значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной Главы ея, Господа Иисуса Христа». То есть необходимо благоговейно чтить и повиноваться Церкви исключительно по уверенности в ее благодатности, не сомневаясь в этом и не требуя каких-либо доказательств.

Устройство земной Церкви

Назвав Главу Церкви, мы подошли к вопросу об устройстве Церкви.

Церковь в Новом Завете часто сравнивается с телом, Главою которого является Господь. Как и любое тело, Церковь состоит из различных частей, имеющих разное значение для жизнедеятельности организма, но при этом каждая, даже самая мельчайшая часть имеет свою уникальную ценность. Например, палец у человека по своей важности несравнимо ниже головы, но при этом мы будем тратить большие деньги на врачей, если возникнет угроза потерять один палец, несмотря на то, что у нас их 20 штук. Также и Господь в равной мере ценит всех членов Церкви, какой бы уровень иерархии они не занимали.

Как и тело человека, Церковь строиться по иерархическому принципу, который установлен Самим Господом Иисусом Христом. Апостол Павел так об этом пишет: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями …» (Еф. 4, 11-13).

Для управления Церковью, которая в Библии часто называется стадом Христовым, Господь поставил Епископов, которые еще называются пастырями, то есть пастухами. В Деяниях Апостольских о Епископах – пастырях Церкви сказано: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян. 20, 28).

Слово «епископ» в переводе с греческого означает «надзирающий». Именно Епископы представляют собой высшую степень иерархии священства, их еще называют АРХИЕРЕЯМИ, что означает «главный священник», они надзирают за тем, что бы пасомые сохраняли в себе чистоту Веры и Благодать Святого Духа.

В делах духовных епископы представляют высшую власть в Церкви, подчиняясь непосредственно Главе Церкви Господу Иисусу Христу. Дела же земные находятся в ведении власти земной, то есть власти Государства, которое олицетворяет Государь, то есть Царь. Как Епископ является образом Господа в делах священных, так и земной Царь является образом Царя Небесного в делах земных. В идеальном Православном Государстве, описанном в 6 Новелле святого Императора Юстиниана, власть Церковная и власть Царская должны находиться в постоянной гармонии, по-гречески «симфонии», поддерживая друг друга как душа и тело в человеке. На этом древнем христианском учении сформировалось такое устройство Церкви, при котором Епископ столичного города, имел власть над другими епископами области, так как он непосредственно взаимодействовал с земным правителем данной области, и таким образом осуществлялось согласованное иерархическое управление в делах духовных и в делах земных. Столица области Империи (епархии) называлась метрополией, поэтому Епископов метрополий стали называть Митрополитами.

Когда же возникали вопросы, затрагивающие интересы нескольких епископов, тогда, согласно Церковным канонам, эти вопросы решались на соборе епископов. Чем большие вопросы решались, тем больший собор епископов для них созывался. Самым высшим собором считается Вселенский Собор, на который собираются епископы со всех Церквей мира, он является высшей властью в делах управления Церковью и в делах истолкования Ее учения.

При этом ни один Собор, какой бы представительный он ни был, не может изменить учение Церкви. Апостол Павел так об этом писал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8). И в этом смысле любой верующий, независимо от своего положения и звания, который хранит неискаженное учение Церкви, является хранителем Веры и может посрамить даже епископов, если они впадают в ереси. Множество подобных примеров есть в житиях святых. Например, Максим Исповедник, который не был епископом, а был монахом, игуменом монастыря. Будучи талантливым богословом, он смело спорил с Патриархом и Императором, которые вводили новшества, противоречившие учению Церкви, изложенному на Вселенских Соборах, и был прав и прославлен за это в лике святых.

Второй ступенью церковной иерархии являются священники или пресвитеры, в переводе с греческого – «старейшие». Они рукополагаются епископами для совершения священнодействий. Так как, согласно церковным правилам, в одной епархии может быть только один Епископ, а общин может быть много, епископ рукополагает для каждой общины пресвитеров, столько, сколько необходимо, и они совершают службы от имени своего Епископа, поминая его во время службы.

Третью ступень священной иерархии представляют диаконы, в переводе с греческого «служители». Они были назначены апостолами как помощники при совершении служб. Диаконы сами не совершают таинств, но помогают при этом священникам, поэтому их относят к священнослужителям.

Кроме трех степеней священнослужителей существуют также различные виды церковнослужителей, которые помогают священнослужителям в совершении богослужений, – это иподиаконы, чтецы, пономари, псаломщики и часто к ним относят еще свещниц, уборщиц, сторожей и всех кто прислуживает при храме.

Священнослужители и церковнослужители вместе составляют клир Церкви, в переводе с греческого слово клирос означает «жребий». То есть это те люди, которым выпал жребий служить при храме. Остальные члены церкви делятся на монашествующих и мирян.

Описанная нами земная Церковь находится в постоянном молитвенном общении с Церковь Небесной, Церковью Торжествующей, которая пополняется праведниками, прошедшими земные испытания и посрамившими царство тьмы.

Свойства Церкви

Первым свойством Церкви, в которое мы веруем, является Единство, причем в Символе Веры стоит числительное (от слова «один»), то есть Церковь одна. Апостол Павел учил: «един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5-6). Церковь – это единое духовное тело, невеста Христова. В это мы свято верим. Если кто-то отделяется от Церкви, – это значит, что не Церковь разделяется, а от нее отпадает больная ветвь. Церковь же остается единой по определению. Не может быть нескольких церквей, каждая из которых идет к Богу своим путем.

Святой Киприан Карфагенский в «Книге о единстве Церкви» писал: «Пусть никто не думает, будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы, и буря не исторгает дерева, растущего на твердом корне. Только пустые плевелы уносятся вихрем; только слабые деревья падают от устремления бури. Их-то предает проклятию и поражает апостол Иоанн, говоря: они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19) ».

Второе свойство Церкви – это Святость. Церковь в Библии называется невестой Христовой, не имеющей скверны, или порока (Еф. 5, 27). Сказано также, что Церковь – это «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В Церкви пребывает Дух Святой, и мы знаем из Писания, что врата ада не одолеют Ее (Мф. 16, 18).

В Церкви, есть согрешающие, но это не лишает ее святости. Потому что Церковь – это врачебница, которая исцеляет грешников от страстей именно потому, что Она свята и может сделать всех святыми. Те же, которые не захотели исцеляться, духовно умерли и лицемерно заходят в храмы только ради традиции, не желая исправлять свои грехи, а еще и умножая их, от Церкви отсекаются как мертвые члены, либо через видимое действие церковной власти (отлучение), либо невидимым судом Божиим.

Третье свойство Церкви – это Соборность, по-гречески – кафоличность. Дословно, кафоличность означает – вселенскость. Так как в нашем языке слову «вселенская» соответствует несколько греческих слов с разным смыслом, то для большей однозначности это слово перевели как «соборная».

По толкованию святителя Филарета Московского соборность Церкви означает то, что Она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает) (Кол. 1,5-6) и что в Церкви христианской «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3, 11).

Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкви, и Той есть Спаситель тела, то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, то есть членом Кафолической Церкви (Еф. 5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так и все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви.

Кроме того, в некоторых толкованиях понятие о кафолической Церкви, противопоставляется понятию церкви национальной. Наша Церковь существует для всех времен и народов, а не для одного народа, как было у язычников, которые для каждого народа имели свою народную веру. Она собирает в своем лоне представителей всех времен и народов, поэтому мы называем ее Соборной.

Еще раз хочу напомнить, что в Соборность Церкви мы веруем, а не вычисляем ее из исследований различных церковных документов. Соборность Церкви выше нашего умозрительного понимания. И если мы не смиримся перед тем, что выше нас, и попытаемся втиснуть Божественное в рамки нашего ограниченного ума, то или повредимся умом, или впадем в духовную прелесть.

Четвертое свойство Церкви – Церковь Апостольская. Это означает, что Она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа, через священное рукоположение. Желая находиться в Апостольской Церкви, мы должны твердо держаться учений и преданий апостольских, а также законно рукоположенного священноначалия, которое берет свое начало от Господа Иисуса Христа через преемственное рукоположение в таинстве священства.

Именно епископы являются наследниками апостолов и, прослеживая череду рукоположений от апостолов до наших дней, мы можем вычислить, где сохраняется видимая преемственность от апостолов.

Кроме организационной преемственности существует преемственность в вероучении. Прослеживая постановления Церковных Соборов за последние двадцать веков, мы видим, что сформулированные на последующих Соборах догматы и правила не противоречат постановлениям Собров предыдущих, а наоборот утверждают их, ограждая от возможных ложных истолкований. И мы верим в то что, несмотря на сложную двухтысячелетнюю историю, Церковь сохранила свое апостольское преемство не только организационно, но и духовно, преподавая духовные Дары своим чадам с такой же силой как и первые апостолы.

Некоторые люди смешивают понятия «соборность» и «собор» из-за созвучности русского перевода этих слов, но в греческом языке слово соборность – это «кафолики», а собор – это «синодос». Первое относится к свойству Церкви, которое мы называем Соборность, а второе относится к свойству, которое называется Апостольская.

Собор – это инструмент апостольской власти в Церкви. Поэтому утверждения о том, что изменяя структуру Собора, мы повреждаем Соборность Церкви – безграмотны. Например, после революции поднимался вопрос вовлечения в управление Русской Церковью широких слев населения, включая мирян, то есть в духе царившей тогда революционной демократичности. В церковных правилах нигде не сказано о том, что в Соборах должны учавствовать клирики и миряне, сказано только о Соборах епископов, но участие мирян не запрещено. Поэтому у нас в Русской Церкви в состав Поместного Собора включались и представители от мирян. При этом епископы, составлявшие на Соборе Архиерейское Совещание, имели большую власть, чем другие делегаты Собора и могли отвергнуть предлагаемое большинством делегатов постановление Собора, если оно противоречило догматам и канонам или нарушало церковный мир и единство. Ограничение участия мирян в деятельности Соборов сейчас стало восприниматься как нарушение канонического устройства Церкви. Здесь видна явная подмена принципов церковного устройства, принципами устройства демократического государства, вследствие влияния революционной пропаганды.

В Церкви, как и в любой сложной иерархической структуре, в управлении участвуют не одни только начальники-епископы, но им помагает целый штат из помошников, советников, консультантов и других специалистов, в числе которых есть немало и мирян. Все они не выбираются, а назначаются епископами, часто занимая свои должности по многу лет, переживая многих начальников. Такая система позволяет сохранять и накапливать опыт анализа и подготовки решений. Поэтому говорить, что миряне не участвуют в управлении Церковью не правильно. Все верующие участвуют в жизни Церкви, но каждый на своем месте.

Дай Бог всем нам знать свое место, чтобы Верой и Правдой служить нашей Церкви и нашим благочестивым Государям.

Евгений Кулагин

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  07.05.2013

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru