КИНОРЕЖИССЕР НОМЕР ОДИН ТРЕТЬЕГО РЕЙХА


Лени Рифеншталь

Хелена Берта Амалия Рифеншталь…Имя это вот уже более полувека вызывает у большинства искусствоведов смешанное чувство восторга и ненависти. С одной стороны, именно из ее творческой лаборатории вышли шедевры, на примере которых до сих пор изучают, в частности, то же операторское мастерство. Вместе с тем крикуны всех оттенков упорно продолжают попрекать Мастера ее близостью к нацистскому режиму, личной дружбой с Адольфом Гитлером, доктором Йозефом-Паулем Геббельсом, Генрихом Гимлером…

Она умерла, едва перешагнув собственный вековой рубеж. В шикарном особняке, отстроенном в пределах расположенного на берегу Штернбергского озера (Бавария) местечка Пекинг, вдали от родного Берлина, откуда была изгнана демократами за приверженность «идеалам черной свастики». На удивление лечащего врача, не от мучившего ее третий год подряд рака, а по причине банальной остановки сердца. Того органа, который, подвигая свою обладательницу на новые высоты, само вдруг не выдержало строго заведенного ритма…

Изначалье

Будущая известная балерина, танцовщица, фотограф, оператор, актриса и писательница родилась 22 августа 1902 г. в семье богатого коммерсанта. Родитель ее, человек в принципе добрый и покладистый, обладал, однако, весьма вздорным характером, часто позволяя себе без всякого повода третировать нелепыми шутками свою тихую, измученную желчностью законного супруга, жену. Может быть поэтому первые уроки личной отваги хрупкая Лени получила тогда, когда, вставая на защиту молчащей матери, вступала в ожесточенные стычки с не в меру расходившемся отцом. Да еще занимаясь в художественной школе, посещение которой, учитывая поистине неземную красоту девушки, открывало перед ней головокружительные перспективы.

Лени Рифеншталь

Но в конце 1926 года она делает, что называется, «ход конем»: потрясенная красочностью афиш фильма «Гора судьбы», никому не известная «домашняя спорщица» пишет письмо его режиссеру А. Фанку, предлагая последнему свои творческие услуги. Попытка удалась – Рифеншталь входит в круг знаменитостей типа Джозефа фон Штернберга, Белы Балаж, Марлен Дитрих, осваивает технику кино и монтажа, у нее появляются личные поклонники. Но удачливую дебютантку все чаще гложет одна и та же мысль: «Без создания чего-либо своего настоящего успеха не видать, как собственных ушей».

И в один дождливый мартовский день, не выдержав самокритики, «красавица с Улицы под липами» (именно так иногда в шутку называли ее друзья), бесповоротно становится на путь индивидуальной реализации.

«Голубой свет»

Афиша

Лишь всемогущему Богу известно, каких громадных усилий стоила ей эта картина! Ночи напролет обдумывался, а затем - и писался сценарий, в мельчайших коллизиях которого (она это знала наверняка!) не должно быть ни грамма фальши, искусственности, наигранных ситуаций. Затем начались непосредственные съемки – многодневный изнуряющий марафон, где Лени, исполнявшая главную роль, кроме всего прочего, вынуждена была сама лазать по скалам и танцевать на камнях босиком до тех пор, пока ноги не стирались в кровь. Следующим этапом стал монтаж – тяжелейшая работа в душном помещении студии, сопровождавшаяся руганью, беспричинными ссорами и пререканиями. И, наконец, выпуск в свет готового изделия – тоже через личную производственную ассоциацию „Leni Riefenstahl Studio-Film“…

Голубой свет

Сюжет данной ленты незатейлив и прост. Где то в глухом районе итальянских Доломитовых Альп, неподалеку от крохотной деревушки, существует, по преданию, загадочный пик, на вершине которого в полнолуние вдруг появляется яркое голубое пламя. Словно мотыльки на огонь, льнут к нему толпы самонадеянных заезжих альпинистов, разбивающихся, однако, по дороге наверх, так и не достигнув цели. Здесь же, втайне от глаз людских, живет и основной персонаж - «дитя природы» по имени Юнта, то ли колдунья, а может - просто сумасшедшая. Зная потаенную «дорогу к свету», она, впрочем, молчит, - до тех пор, пока не появляется один немецкий художник, покоривший сердце «дикарки». Впрочем, избранник, оказавшись неверным хранителем секрета, делится полученными сведениями с местными жителями, которые, придя на указанное место и обнаружив там грот из прекрасного горного хрусталя, его попросту разграбляют. Девушка же, лишенная эти вандализмом своей «путеводной звезды», срывается в ущелье.

…В 1932 году ее творение получает серебренную медаль на кинофестивале в Венеции. А еще через полгода Рифеншталь знакомится с Адольфом Гитлером, и встреча эта стала для нее поистине роковой…

«Триумф воли»

В свою очередь, плененный ее сюжетным «Танцем на берегу моря», фюрер поручает Лени создать очерк о шестидневном партийном съезде в Нюрнберге. «Я хочу, - заявил он при этом, - чтобы здесь трудился прирожденный художник!». Для реализации данного замысла режиссер тут же получила в свое распоряжение 30 камер, 36 операторов, 80 помощников. Равно как и жгучую ненависть «коллег по цеху»







…Ее талант создал вещь, призывавшую современников к отказу от нездорового индивидуализма и следованию принципам коллективности. Тут нет дикторского текста, но зато присутствует юношеский профиль, плавно переходящий в часть шеренги, строй, резко трансформирующийся во фрагмент марширующего отряда, рота, как бы становящаяся всей Германией. Восхитительный спектакль, чуть было не ставший реальностью, правда, навсегда канувшая в Лету…

Лени хотела, чтобы ее детище называлось «Победа Веры». Но высокий заказчик решил по другому – и получилась кино, известное под своим нынешним именем. Принесшие автору сначала золотые медали на конкурсах в Венеции и Париже, а затем – «лавры» военного преступника, насильственное содержание в психиатрической больнице, шесть лет тюремного заключения, запрет на профессию, полное творческое забвение.

«Олимпия»

В 1936 году в Берлине состоялись Всемирные спортивные состязания. И в качестве лучшего «профи» своего дела честь освещать это грандиозное событие снова досталась Рифеншталь.

Олимпия

Технику съемок приходилось создавать буквально «с нуля». Так, именно она изобрела большинство изготовленных затем по специальным чертежам камер и объективов. Несколько месяцев подряд обучала операторов виртуозному обращению с данной техникой, вместе с ними имитировала каждое движение спортсменов, дабы затем снимать четко и филигранно. Придумывала самые невероятные ракурсы – от запущенных в небо меленьких штативов до роликових коньков и ассистентов, сидящих в яме прямо под планкой для прыгунов с шестом. Творила, пробовала и отвергала, сомневаясь в действенности уже накопленных приемов, критически оценивая собственные нововведения. После отснятия 400 километров пленки почти три месяца просматривала полученный материал и два года монтировала уже готовое, в итоге выдав «на гора» 4 часа самых интересных кадров.

Ясное дело, что после подобного рода интеллектуальных затрат гения такого размаха мир увидел произведение, сразу же вошедшее в десятку ценнейших. Оживающая греческая статуя, фрагменты марафона, гребли, метания ядра, парящий, словно птица, чернокожий атлет Джесси Оуэнс, улыбающиеся лица азиатских спортсменов. Царство здорового тела, выносливости и бодрости, гимн красоте и совершенству, игра светотеней, чередование фаса и профиля. Сходу взят Кубок Муссолини (1938год), президент МОКа Жак Рогге заявил, «что перед нами - самая выдающаяся лента данного типа в истории». Что, впрочем, потом отнюдь не спасло ее создателя от обвинений «в пособничестве изуверам и врагам человечества».

Последние годы

Вырвавшись из «ласковых» объятий демократии и чудом избежав Нюрнбергского процесса, Лени временно переезжает в Баварию. Но тень Третьего Рейха и здесь не дает ей покоя – законченный в 1954 г. фильм «Тифлянд» подвергается осмеянию в средствах массовой информации, не доводиться до конца ни один из совместных проектов с Анной Маньяни. Брижит Бардо, Жаном Кокто, Жаном Маре.

Разочарованная, она перебирается на Африканский континент. В Кении и Уганде снимает документальный фильм «Черный груз», - жуткую повесть о современной работорговле, порождаемой ненасытной жаждой наживы. На территории соседнего Судана ее героями становятся племена масаки и као, с их почти религиозным отношением к собственному организму. В итоге появляются фотоальбомы «Люди с другой звезды» (1973) и «Нубийцы као» (1976), - работы, вызвавшие новый шквал обвинений в приверженности к фашистской эстетике. Гордо заявив критикам: «Да, я снимаю красивые тела. Меня привлекают положительные темы, а не отрицательные. Последние, по-моему, вообще не могут вдохновлять на творчество», Лени улетает на Мальдивы – купаться в море, погружаться с аквалангом в кипучие глубины (с 1974 по 2000 годы - более 2 тысяч раз!), бешено работать над очередным шедевром, на этот раз – о подводных красотах Индийского океана.

«Только под водой я по-настоящему счастлива. Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня», - слова эти, сказанные незадолго до смерти, как нельзя полно отражают внутреннюю сущность Хелены Берты Амалии Рифеншталь, Мастера, всегда гордо шагавшего против течения…

Александр Машкин

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  07.09.2009

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru