Свт. Димитрій, митр. Ростовскій
Рѣчь къ великому Государю Архіерея Димитрія, егда еще Архимандритъ бывъ, съ Украйны пріиде

Прежде чем сподоблюся (если сподоблен буду недостойный) в будущем веке видеть Христа Господа, Царя Небесного, и веселиться о зрении Его пресветлого лица, вот я в нынешнем веке сподобился видеть лицо христа Господня, помазанника Божия, царя земного, Христианского православного Монарха, Ваше Царское Пресветлое Величество, и радостью исполняюсь. Исполняюсь я радостью по подобию сынов Сионских, о которых Давид сказал: Сынове Сiони возрадуются о Царе своем (Пс. 149,2). Поистине, сей богоспасаемый царствующий град подобает назвать вторым Сионом, ибо благодать Божия, перенесшись от ветхозаветного Сиона, возсияла на нем христианским православием, и здесь-то сыны Сионские, Христиано-Российские чада, радуются о Царе своем. Радуются, ибо лицо царево производит радость, как и ангельское лицо, приносящее радость. Не напрасно мудрая Феокоитянка в Божественном Писании назвала некогда своего царя Давида ангелом: Якоже ангел Божiй, тако господин мой царь послушая благих, лукавых же небрегiй. Сего ради Господь Бог твой да будет с тобою. И еще: Господин мой царь мудр, благ, якоже мудрость ангела Божiя, разумея все, еже на земли (2Цар. 14,17,20). Дважды Феокоитянка назвала царя ангелом, назвала как за мудрость, так и за благость, ибо мудрость царева управляет царством, благость же утверждает престол царский. По этим двум причинам возрадуются сыны Сионские о царе своем, как об ангеле Божием. Но кроме сего еще и потому подобает радоваться о Царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь на небесах первенствует в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху уготовляет венцы, Сей же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей; не щадит и этот души своей за Его, Христову, святую Церковь, за целость отечества Христианского полагает душу свою, принося свое здоровье, ставя грудь свою против неприятелей и исполняя в неурочные часы в полках все военные труды. Как не могут радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Кто ведь не возрадуется, увидя Христа Господа своего, сущего на небесах, как не истинный раб Его? Кто не исполнится радости, видя христа Господня на земле, как не истинный работник Его?

Как сан Царя христианского есть земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и трон христа Господня имеет некое таинственное подобие престола Христа Господа. Того престол на небесах почивает и носится на четырех животных, у которых лицо орла, лицо человека, лицо льва и лицо тельца; трон христа Господня на земле имеет, по подобию тех горних лиц, своих носителей, на которых и почивает.

Благородные князья и бояре как бы лицо орлов высокопарящих, высокородных, которые честь и славу Царя своего выше себя возносят, зная и исповедуя, что Он честнее и высокороднее всех.

Преосвященные Архиереи и весь чин духовный – это лицо человечье, украшенное Ангельскими желаниями, ибо носят на себе Ангельский чин. Они высокими богомыслия умами, как крыльями возносясь к Богу, о Вашем Царском здравии, долгоблагополучии и спасении Бога всегда молят.

Храброе воинство – это лицо льва, со стремительностью текущее на брань и за Государя своего здоровье свое полагающее.

Все общество, поспольство (совокупность жителей города, страны, простонародье – БГ), народное множество Христианскому Монарху, Вашему Царскому пресветлому Величеству подчиненные — это лицо телячье, бремя повиновения трудолюбно и тщательно носящее. На таковых лицах престол Ваш Монарший почивает и носится. Ибо все Вашему Царскому пресветлому Величеству, раболепно склоняя свои главы, достойную воздают честь и повиновение: Емуже честь, честь. Кроме того, престол христа Господня, помазанника Божия, имеет и ассистентов своих знаменитых, на подобие ассистенции горнего престола, о которых говорит Давид: возношенiя Божiя въ гортани ихъ и мечи обоюду остры въ рукахъ ихъ (Пс. 149,6). Их надежда на Бога, что с помощью Его они сотворят отмщение в народах, покорят под ноги Ваши Монаршии всякого врага и супостата. Вот почему лицо христа Господня, царя Христианского, и трон его со всеми своими ассистентами, таинственным неким дарованием имея на себе подобие лица Христова и подобие славы престола Христова, радостотворно есть (лицо Царево) сынам Сионским, чтобы им радоваться о Царе своем.

Такое лицо Царево я недостойный в обители моей, при иноческих и иерейских молитвах моих, в уме нося, и пресветлый Ваш Монарший Сенат душевными очами созерцая, к нему, как бы к приветствующему я в мыслях моих говорил: блажени очеса видящіи, яже вы видите, и слышащіи, яже вы слышите (Лк. 10,23). Ныне же и сам, милостивым Вашего Царского пресветлого Величества указом сюда призванный, удостоившись Ваше Царское пресветлое лицо недостойными моими очами видеть, осознаю себя блаженным, радуясь о Царе моем, к его же Царскому пресветлому престолу раболепно припадая, всю свою радость и волнение, которые имею в сердце своем, выражаю в Давидских вещаниях: да дастъ Господь по сердцу твоему, и весь совѣтъ твой исполнитъ, исполнитъ Господь вся прошенія твоя (Пс. 19,5-6)! Да обрящется рука твоя всѣмъ врагомъ твоимъ, десница твоя да обрящетъ вся ненавидящія тебе (Пс. 20,9)!

Да и мы, богомольцы Вашего Царского пресветлого Величества, возрадуемся о спасении твоем, о храбрости непобеждаемой, о многолетнем и благополучном скипетродержавствии и царствоправлении.

Слава же Вашего пресветлого трона и (с Божьей помощью) силы да простирается во все концы земли, и да слывет из рода в род до последних веков! О том Бога молю и кланяюсь. Аминь.

Источникъ: Сочиненія святаго Димитрія, Митрополита Ростовскаго. Часть первая, содержащая въ себѣ разныя небольшія сего Святителя творенія, съ присовокупленіемъ житія его и келейныхъ записокъ. — Изданіе седьмое. — М.: Въ Сѵнодальной Тѵпографіи, 1848. — С. 50-54.

А так же: Речь к Великому Государю Архиерея Димитрия, егда еще Архимандрит быв, с Украины прииде. // Богословское творчество русских Святителей. - Келейный летописец Святителя Димитрия Ростовского, с прибавлением его Жития, чудес, избранных творений и Киевского Синопсиса архимандрита Иннокентия Гизеля. - М., издательство "Паломник", 2000 по Р.Х. - 704 с. - С.538 - 541.

Текст в русской орфографии, по которому сделан перевод на более современный язык, здесь: "Слово пастыря".

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  25.08.2011

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru