Святитель Мелитон Сардийский
О ПАСХЕ


Написанное об исходе евреев прочиталось,
и слова таинства разъяснились:
как овца приносится в жертву
и как народ спасается.

I. Антиномии таинства спасения

Итак, уясните себе, возлюбленные: это есть
новое и древнее,
вечное и преходящее,
тленное и нетленное,
смертное и бессмертное
таинство Пасхи:

древнее по Закону,
новое же по смыслу,
преходящее как образ,
вечное как благодать,
тленное как принесение в жертву овцы,
нетленное как жизнь Господа,
смертное как гроб в земле,
бессмертное как воскресение из мертвых.

Закон древний—
нов же смысл,
образ преходящий—
вечна благодать, тленна овца—
нетленен Господь,
закланный как агнец,
воскресший как Бог.
Ибо "как агнец на заколение велся",
но Он не был овцой,
и как агнец безгласен,
но Он не был агнцем.
Ибо образ прошел
и открылась истина.

Ибо вместо агнца стал Бог,
а вместо овцы — человек,
в человеке же — Христос,
Который и вобрал [в Себя] все.

Итак, жертвоприношение овцы,
празднование Пасхи
и писания Закона
сошлись во Христе Иисусе,
ради Которого [было] все [то, что] произошло в древнем законе,
и тем более в новом учении.

Ибо Закон стал Логосом,
старое — новым,
соисходя из Сиона и Иерусалима,
заповедь — благодатью,
прообраз — истиной,
агнец — Сыном,
овца — человеком
и человек — Богом:

Ибо Он родился как Сын,
был приведен как агнец,
заклался как овца,
был погребен как человек,
воскрес из мертвых как Бог,
будучи по природе и Богом и человеком.

Он есть все:
Закон, который судит,
Слово, которое учит,
Благодать, которая спасает,
Отец, который рождает,
Сын, который рождается,
Овца, которая мучится,
человек, который погребается,
Бог, который воскресает.

Сей есть Иисус Христос,
"Ему же слава во веки. Аминь."

Сие есть таинство Пасхи,—
как написано в Законе,
как было сказано ранее.

II. Истолкование иудейской Пасхи

Я поясню символы Писания: как Бог
повелевает Моисею в Египте, когда желает
фараона наказать бичом,
а Израиля освободить от бича
рукой Моисея.

1. Пересказ событий книги Исход

"Вот,- говорит,- возьми овцу без пятна и без изъяна,
и заколи ее вечером с сынами Израиля,
ночью съешьте ее с поспешностью,
но костей ее не сокрушайте.

Сделай, - говорит, - так:
в одну ночь съешьте ее вместе по коленам и родам,
препоясав свои чресла
и с посохами в руках.
Сие бо есть Пасха Господня,
в вечную память сынам Израилевым.

Взяв же кровь овцы,
помажьте двери своих домов,
оставив на косяках входа знак
крови для отведения ангела.
И вот, Я накажу Египет, и в одну ночь лишатся
чад все от животных до человека."

Тогда Моисей, заклав овцу
и разделив ночью таинство с сынами
Израилевыми,
пометил двери домов
для защиты народа
и отведения ангела.

Когда же овца закалается,
пасха съедается,
таинство совершается,
народ ликует
и Израиль помечается,
ангел приходит наказать Египет.
Не посвященного в таинство,
не разделившего Пасху,
не помеченного кровью,
не хранимого Духом,
врага,
неверного,
в одну ночь поправ, лишил детей.

Ибо ангел, обходя Израиль и увидев его
помеченным кровью овцы, пошел на Египет
и облек упрямого фараона в траур,
одев его не в темный наряд и не в разодранный
плащ,
но в целый разодранный Египет, плачущий
о своих первенцах.

Ибо весь Египет погрузился 
в боль и раны,
слезы и рыдания,
пришел к фараону весь скорбный,
не только внешне,
но и в душе,
с разодранным
не только нарядом,
но и любострастной грудью.

Можно было видеть и другую картину:
здесь разодравших [свои одежды],
а там погруженных в скорбь,   
и посередине скорбящего фараона,
сидящего на мешке и пепле,
окруженного, как траурной одеждой,
кромешной тьмой,
которая окутала весь Египет, как траурный хитон. 

Египет окружил фараона подобно траурной одежде.
Таким оказался хитон для тела тирана,
в такой наряд облек жестокого фараона
Ангел справедливости: в горькую скорбь,
в кромешную тьму
и лишение детей.
И [ангел] был на его (Египта) первенцев. Скорой
и ненасытной была смерть первородных.

И являлись все новые и новые трофеи 
из полегших разом умерших.
И покойники стали
пищей смерти.

Новым же бедствиям, услышав, ужаснетесь.
Ибо вот что ожидало египтян: 
длинная ночь, кромешная тьма,
рыскающая смерть,
истребляющий ангел
и ад, поглощающий
первенцев.

Но вот самое страшное из того, что вы когда-либо слышали.
В ощутимой тьме скрывалась неощутимая смерть,
и когда несчастные египтяне ощущали темноту,
смерть наощупь отыскивала первенцев
египтян, - по повелению Ангела.

Если кто-то попадал в темноту,
то был захватываем смертью.
Когда тело первенца попадало в объятья тьмы,
душою он приходил в ужас, взывая с плачем и страхом:
"Кого держит моя рука?
Кого боится моя душа?
Кто темный окружил все мое тело?
Если отец, то помоги мне,
если же мать, то пожалей меня,
если же брат, то поговори со мной,
если же друг, то укрепи меня, 
если же враг, то уйди,
потому что я первенец."

Прежде же чем младенцу замолкнуть,
длительное молчание овладевало им,
говоря: "Первенец, ты мой.
Я обрекаю тебя на молчание смерти."

Другой же первенец, поняв, что погибают первенцы,
отговаривается, чтобы не умереть горькой [смертью]:
"Я не первенец, я родился третьим."
Но попытка обмануть оказывалась безуспешной, и
он присоединялся к [предыдущему] первенцу:
замолкнув, он падал ниц.
В один раз погиб первородный плод египтян.
Первосеменный, первородный, страстно любимый, —
похолодевший разбился оземь—
не только людей, но и бессловесных животных.

По равнинам земли раздавался рев
плачущей твари, [рыдавшей] о своих детенышах; ибо
телица, лошадь и остальная тварь,
имевшая потомство, горько и жалостно
плакала о [своих] первородных плодах.

[Везде слышны] были вопль и рыдания о гибели людей,
о мертвых первенцах. Весь Египет
наполнился зловонием от непогребенных тел.

Было видно ужасное зрелище: растрепанные
египетские
матери, потерявшие рассудок отцы, вопиющие
о своем
несчастье на египетском языке: "Несчастные, за один раз
мы лишились своего первородного плода".
У них на груди была разодрана [одежда],
и они ударяли руками как в
цимбалы, [аккомпанируя] танцу мертвых.

Вот какое несчастье приключилось с Египтом,
когда он внезапно лишился своих детей.
Израиль же был под защитой
жертвоприношения овцы
и одновременно освещен пролитой кровью;
смерть овцы стала стеной
для народа. 

О таинство новое и неизреченное:
заколение овцы стало спасением для
Израиля,
ее смерть сделалась жизнью
людей,
и кровь отвела Ангела.

Скажи мне, Ангел, что заставило тебя отойти:
заклание овцы
или жизнь Господа,
смерть овцы  
или прообраз Господа,
кровь овцы
или Дух Господень?

Ты отошел, узрев
таинство Господа,
совершившееся в овце,
жизнь Господню
в заклании овцы,
прообраз Господа
в смерти овцы. 
Вот почему ты не тронул Израиля,
но лишь Египет лишил первенцев.

Что сие новое таинство,
чтобы Египту повергнуться в лишения,
а Израилю сохраниться во спасение?
Услышьте о силе таинства.

2. Прообразы Нового Завета в Ветхом

Ничего нет, возлюбленные, из того, что говорится и
происходит, чтобы то не было иносказанием и прообразом.
Все то, что происходит или говорится, является иносказанием:
то, что говорится, - иносказанием, 
а то, что происходит - прообразованием.
Ибо как происходящее показывается через прообразование,
так и то, что говорится, проясняется через иносказание.

Без приготовления ничего не происходит.
Разве не прозревается будущее через картину прообраза?
Поэтому будущее получает свой прообраз либо из
воска, либо из глины, либо из дерева, чтобы его можно
было увидеть большим в размерах,
более крепким по силе, 
прекрасным по форме
и богатым по содержанию   

- через малые и тленные прообразы. Когда же
совершается то, что предварялось прообразом, тогда
то,
что некогда несло в себе картину будущего, становится
бесполезным, уступая место действительности.
Некогда ценное обесценивается, когда появляется
ценное по природе.

Ибо всему свое время:
прообразу свое время
и веществу - свое.
Создавая прообраз истины, ты делаешь это
потому, что видишь в нем картину будущего.
Приготовляешь материал для прообраза,
потому что в нем (прообразе) воскресает будущее.
Создавая нечто, ты вожделеешь,
любишь это,
видя в нем вместе прообраз,
вещество и истину:

как в тленных образцах,
так и в нетленных.
Как в земных,
так и в наднебесных.
Ибо спасение Господне и истина отобразились
в народе [Израильском],
а учение Евангелия предпроповедано Законом.

Народ [Израиля] стал прообразом,
а Закон — иносказанием.
Евангелие же — объяснением и исполнением Закона,
а Церковь — вместилищем истины.

Прообраз был ценен до [пришествия] истины
и иносказание чудесно до [своего] истолкования.
Это значит, что народ [Израиля]
имел ценность, пока не восстала Церковь, 
а Закон был чудесен, пока не просветилось
Евангелие.

Но когда восстала Церковь
и вперед выступило Евангелие,
тогда прообраз упразднился, 
передав силу истине,
а Закон исполнился,
передав силу Евангелию.
Каким образом упраздняется прообраз,
уступая место действительности, 
и каким образом упраздняется иносказание
через освещение толкованием,

таким же образом исполнился и Закон,
когда просияло Евангелие,
и народ [Израиля] утратил свое значение,
когда восстала Церковь.
Прообраз разрешился,
когда явился Господь.
Некогда имевшее цену стало сегодня неценным,
потому что явилось подлинно ценное.

Ибо некогда ценным было заклание овцы,
ныне же оно потеряло свою ценность через жизнь Господню;
ценной была смерть овцы,
ныне же она потеряла свою ценность через спасение Господне;
ценной была кровь овцы,
ныне же она потеряла свою ценность через Дух Господень;
ценным был безгласный агнец,
ныне же он потерял свою ценность через непорочного Сына;
ценным был нижний храм,
ныне же он потерял свою ценность через Христа,
Который свыше;

ценен был нижний Иерусалим,
ныне же он потерял свою ценность через горний Иерусалим;
ценным было тесное наследие,
ныне же оно потеряло свою ценность через широкую благодать.
Ибо слава Божия устанавливается не на одном месте
или
в тесной куще, но по всем концам вселенной
распространяется Его благодать; и здесь пребывает
Бог Вседержитель — через Иисуса Христа, Ему же
слава во веки. Аминь.

III. Таинство новозаветной Пасхи. Христос

Вы услышали пояснение прообраза и [узнали] о
Его соответствии  [действительности].
Услышьте и о том, как было устроено таинство.
Что есть Пасха? Это слово произошло от того, что
[во время ее] случилось: "πάσχειν" от "παϑείν".

Узнайте теперь, кто есть тот, кто страдал, и Кто есть Тот,
кто страдавшему сострадал, и что для того Господь
пришел на землю,
чтобы страдавшего, облекшись в него, возвести на
высоту небес.

1. История грехопадения

"Бог, сотворив в начале через Слово небо и землю"
и все, что есть на них, возвел из земли
человека и тут же передал ему дыхание.
Потом поместил его в раю на востоке,
в сладостном Эдеме,  
дав такую заповедь:
"От всякого дерева в раю ешьте,
от дерева же познания добра и зла не ешьте;
в тот же день, когда съедите [от него], смертию умрете."

Человек же, будучи по своей природе способным
принять и добро,
и зло, как и комок земли способен принять в себя
семена разного рода,
принял лукавый и прельстительный совет и,
прикоснувшись
к дереву, нарушил заповедь и ослушался Бога.
И был изгнан в этот мир как в темницу 
для осужденных.

Когда же он стал многоплодным и многолетним
и из-за вкушения от древа возвратился в землю,
его детям от него осталось наследство.

2. Следствия грехопадения

Оставил же он детям в наследство   
не целомудрие, но блуд,
не нетленность, но тленность,
не честь, но бесчестие,
не свободу, но рабство,
не царство, но тиранию,    
не жизнь, но смерть,
не спасение, но погибель.

Неслыханной и страшной была погибель людей на земле.
Ибо вот что с ними происходило: они были
захватываемы деспотичным грехом и уводимы
в страны страстей, где поглощались
ненасытными удовольствиями,
прелюбодеянием,
блудом,
извращениями,    
страстями,
сребролюбием,
убийствами,
кровосмешениями,
тиранией зла, 
тиранией беззакония.

Ибо отец поднимал меч на сына,
сын поднимал руку на отца
и, нечестивый, ударял во вскормившие его сосцы,
брат умерщвлял своего брата,   
пришелец клеветал на пришельца,
друг убивал друга,
человек зарезал человека
деспотической рукой.

И на земле все рождались если не человекоубийцы,
то братоубийцы, отцеубийцы,
детоубийцы.
Но было и еще нечто более страшное и
неслыханное.
Мать держала тельце рожденного ею, держала
того, кого кормила грудью, и погребала в чреве плод чрева.
Несчастная мать становилась ужасным гробом,
поглощая дитя, которым была беременна.

Не буду говорить больше. Также много другого чуждого,
ужаснейшего и извращеннейшего было среди людей.
Отец посягал на дочь,  
сын - на мать,
брат - на сестру,
мужчина - на мужчину,
и "каждый ржал на жену ближнего". 

Этому же радовался грех.
Будучи сотрудником смерти, он проникал
в души людей и приготавливал ей в пищу тела мертвых.
Грех оставлял свой след в каждой душе
и, если размещался у кого, то тут же его умерщвлял. 

Всякая плоть оказалась подвластной греху,
всякое тело - смерти,
всякая душа лишалась своего телесного дома:
взятое из земли разрешалось в землю,
дарованное из Бога заключалось в аду; 
происходило расторжение прекрасного союза,
и прекрасное тело разделялось.  

Ибо смертью человек был разделен на части.
Им овладело неслыханое несчастье и пленение.
Он был захвачен в плен смертной тени,  
и образ Отца стал опустошенным.
Вот по этой причине в теле Господа
совершилось таинство Пасхи.

3. Приготовление к страданиям в Ветхом Завете

Сначала Господь подготовил Свои страдания
в патриархах, пророках и всем народе, 
будучи запечатленным в законе и пророках.
Небывалое и величественное будущее
[должно] приготавливаться загодя, и когда оно
совершается, происходит осуществление давнего упования.

Также и таинство Господа:
оно было предображено задолго, но стало видимым
[только] сегодня, будучи осуществлением упования,
хотя люди и считают его новым.
Ибо таинство Господне является и древним и новым:
древним по прообразованию, 
новым же по благодати.
Если посмотришь на прообраз, то
увидишь истину.

Итак, если кто хочет увидеть таинство Господа,
пусть усматривает:
в Авеле Его Самого так же убитого,
в Исаке Его Самого так же связанного,
в Иосифе Его Самого так же проданного,
в Моисее Его Самого так же выведенного [перед народ],
в Давиде Его Самого так же гонимого, 
в пророках так же за Христа страдающих.

Также
в овце, закланной в земле Египта, увидит
Того, Кто попрал Египет 
и спас Израиль кровью.

Также Господне таинство было проповедано через глас
проповеди пророков.
Ибо Моисей говорит народу:
"И вы будете видеть жизнь вашу висящей перед 
вашими глазами ночью и днем,
и не будете верить в Жизнь вашу."

И Давид говорит:
"Зачем мятутся народы,
и племена замышляют тщетное? 
Восстают цари земли,
и князья совещаются вместе
против Господа и Помазанника Его."

И Иеремия:
"А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание.  
И не знал, что они составляют замыслы против меня,
[говоря]: 'положим дерево в пищу его,
и отторгнем его от земли живых,
чтобы и имя его более не упоминалось"'.

И Исайя:
"Как овца веден он был на заклание,
и как агнец пред стригущим его безгласен,
так он не отверзал уст своих.
Род его кто изъяснит?"

Также многое другое было проповедано пророками
о таинстве Пасхи, которое есть Христос, "Ему же
слава
во веки. Аминь".

IV. Таинство спасения

1. Спасение человечества через воплощение и Страсти Христовы

Сей, сошедший с небес на землю ради
страдающего [человека],
облекшийся в него через Деву Мать
и ставший человеком, принял [на Себя] страсти 
того, кто имел страсти, через тело, которое было
способно страдать,
и упразднил телесные страсти.
Духом же, который не мог умереть,
Он убил смерть-человекоубийцу.

Ибо Сей, приведенный как агнец
и закланный как овца,   
освободил нас от служения миру,
как от Египта,
избавил нас от рабства дьяволу,
как от руки фараона,
запечатлел наши души  
Своим Духом,
а органы нашего тела
Своею кровью.

Сей есть одевший смерть в позор
и повергнувший дьявола в печаль,  
как Моисей фараона.
Сей есть поправший беззаконие
и обесплодивший неправедность,
как Моисей Египет.
Сей есть выведший нас  
из рабства в свободу,
из тьмы в свет,
из смерти в жизнь,
из тирании в вечное царство.
Он сотворил нас новым священством
и народом избранным, вечным.

Сей есть Пасха нашего спасения.
Сей пребывает многояко в многих.
Сей есть в Авеле убитый,
в Исаке связанный,  
в Иакове скитавшийся,
в Иосифе проданный,
в Моисее выведенный [перед народ],
в агнце закланный,
в Давиде преследованный,  
в пророках обесчещенный.

Сей есть воплотившийся в Деву,
повешенный на древе,
погребенный в земле,
воскресший из мертвых,  
поднявшийся на высоту небесную.

Сей есть агнец безгласный.
Сей есть агнец убитый.
Сей есть рожденный из Марии - прекрасной овцы.
Сей есть из стада взятый,
на заклание волоченный,
в жертву вечером принесенный,
ночью погребенный,
на древе не сокрушенный,
в прах не обратившийся,
из мертвых воскресший
и воскресивший из глубины гроба
человека.

2. Преступления неблагодарного Израиля

Он умерщвлен! И где умерщвлен?
Посреди Иерусалима! За что?
За то, что вылечил их (иудеев) хромых,
очистил их прокаженных,
дал зрение их слепым
и воскресил их умерших.
За это и пострадал. 
Об этом написано в Законе и Пророках:
"Воздают мне злом за добро, сиротством
душе моей, помышляя обо мне злое и говоря:
свяжем праведного, потому что он нам неудобен. "

Зачем ты, о Израиль, совершил новое преступление?
Обесчестил почтившего тебя.
Обесславил прославившего тебя.
Отрекся исповедавшего тебя.
Осудил проповедавшего тебя.
Убил оживотворившего тебя. 
Что ты наделал, о Израиль?

Не для тебя ли было написано:
"Не проливай кровь невинную, чтобы тебе не было зла"?
"Я, - говорит Израиль, - [действительно] убил Господа.
Почему?
Потому что Ему нужно было пострадать."
Ты ошибаешься, Израиль, 
мудрствуя таким образом о заклании Господа.

Он должен был страдать, но не от тебя.
Он должен был быть обесчещен, но не тобой.
Он должен был быть осужден, но не тобой.
Он должен был быть повешен, но не твоей рукой.

Израиль, ты должен был взывать к Богу такими [словами]:
"Владыко, если и нужно пострадать Твоему Сыну,
и если такова Твоя воля,
пусть пострадает, но не от меня.
Пусть пострадает от иноплеменников. 
Пусть будет повешен необрезанными.
Пусть будет пригвожден рукой тирана,
но не моей."

Ты же, Израиль, не воззвал к Богу
с такими словами,
не был предан Владыке
и не принял те дела, [которые Он сотворил].

Тебя не убедили ни сухая рука,
прижившаяся к телу,
ни глаза увечных, 
раскрытые [Его] рукой,
ни парализованные тела,
воздвигнутые Его голосом,
не убедило тебя и невиданное доселе знамение:
четверодневный мертвый,  
воскресший из гроба.

Ты забыл об этом в вечер заклания Господня,
приготовив Ему острые гвозди,
лжесвидетелей, веревки, бичи, уксус,
желчь, нож и позор быть причтенным к убийцам.
Ибо ты проволочил Его, избичевал тело,
увенчал Его главу терновым венцом, связал Его
прекрасные
руки, которые сотворили тебя из земли, прекрасные
уста,
которые накормили тебя жизнью,—ты накормил их
желчью,
и убил своего Господа в великий праздник. 

Ты наслаждался пищей,
а Он умирал с голоду.
Ты пил вино и ел хлеб,
а Он уксус и желчь.
Ты был весел лицом,  
а Он печален.
Ты ликовал,
а Он скорбел.
Ты пел псалмы,
а Он был судим. 
Ты повелевал,
а Он был пригвождаем.
Ты танцевал,
а Он был погребаем.
Ты возлежал на мягком ковре,  
а Он во гробе.  

О беззаконный Израиль, зачем ты совершил эту
неслыханную несправедливость, причинив
невиданные страдания своему Господу,
своему Владыке,
создавшему тебя,
сотворившему тебя,
доставившему тебе честь,
назвавшему тебя Израилем?

Ты же не оказался Израилем,
ибо не видел Бога,
не уразумел Господа;
ты не увидел, Израиль,
что Сей есть Первородный Бога,
рожденный прежде Денницы,
зажегший свет,
просветивший день,
отделивший тьму,
установивший первый предел,
повесивший землю,
упорядочивший хаос,
создавший твердь,
украсивший мир,

приведший в гармонию звезды на небе,
зажегший светила,
сотворивший ангелов в небе,
поставивший там троны,
преобразивший человека на земле.
Сей есть избравший тебя
и руководивший тобой
от Адама до Ноя,
от Ноя до Авраама,
от Авраама до Исака, Иакова
и 12 патриархов.

Сей руководил тобою в Египте,
сохранял
и питал тебя там.
Сей световодил тобою в столпе [огненном]
и покрывал тебя в облаке,
разделяя Чермное море,
тебя проводя,
а врага твоего потопляя.

Сей есть подавший тебе манну с неба,
напоивший тебя из камня,
положивший тебе закон на Хориве
давший тебе в наследие землю [обетованную],
пославший тебе пророков,
воздвигший тебе царей.

Сей пришел к тебе,
исцеляя страждущих у тебя
и воскрешая твоих мертвецов.  
Он есть Тот, с Кем ты поступил нечестиво.
Он есть Тот, с Кем ты поступил несправедливо.
Он есть Тот, Кого ты убил.
Он есть Тот, Кого ты оценил в серебре,
потребовав от Него дидрахму   
за Его голову.

Неблагодарный Израиль, иди и будешь судим передо мною
за свою неблагодарность.
Во что ты оценил вождение от Него?
Во что ты оценил избрание твоих отцов? 
Во что ты оценил [их] переезд в Египет
и пропитание там через прекрасного Иосифа?

Во что ты оценил десять казней?
Во что ты оценил [огненный] столп ночью,
облачный [столп] днем  
и прохождение через Чермное [море]?
Во что ты оценил подаяние манны с неба,
изведение воды из камня,
положение закона на Хориве
и наследование Земли [Обетованной] 
с ее дарами?

Во что ты оценил страждущих,
которых Он исцелил?
Назови мне цену сухой руки,
прижившейся к телу. 

Назови мне цену слепых от рождения,
которым Он дал зрение Своим голосом.
Назови мне цену мертвых,
которых Он воскресил четыре дня лежащими во гробе.
Бесценны дары, которые ты получил от Него.  
Ты же бесчестно воздал Ему неблагодарными
воздаяниями: злом вместо добра,
скорбью вместо радости
и смертью вместо жизни,
за что тебе должно погибнуть.

3. Наказания Израиля за то, что он предал Господа

Затем, если царь народа захватывается врагами,
ради него начинается война,
ради него разрушаются стены,
ради него захватывается город,
ради него высылается выкуп, 
ради него посылается посольство,
чтобы забрать его,
чтобы либо вернуть его в жизнь,
либо мертвого погрести. 

Ты же подавал голос против своего Господа. 
Того, Кому поклонялись все народы,
удивлялись необрезанные
и Кого прославляли иноплеменники,
перед Кем и Пилат умыл руки,
ты убил в великий праздник.  

Вот почему тебе горек праздник опресноков, как написано:
"Съешь опресноки с горькими [травами]".
Горьки для тебя гвозди, которые ты вбивал.
Горек для тебя язык, которым ты оскорблял. 
Горьки тебе лжесвидетели, которых ты выставил.
Горьки тебе веревки, которые ты приготовил.
Горьки тебе бичи, которые ты сплел.
Горек тебе Иуда, которому ты заплатил.
Горек тебе Ирод, [дела] которого ты продолжил. 
Горек тебе Каиафа, которого ты послушался.
Горька тебе желчь, которую ты приготовил.
Горек тебе уксус, [для] которого ты вырастил [виноград].
Горек тебе терен, которого ты нарвал.
Горьки тебе руки, которые ты покрыл кровью, 
Убив своего Господа посреди Иерусалима.

4. Истощение (кеносис) Господа

Послушайте, все роды народов и посмотрите:
Невиданное убийство произошло посреди Иерусалима,
в городе Закона,
в городе евреев, 
в городе пророков,
в городе, который считался праведным.
И кто убит?
И кто убийца?
Мне стыдно сказать, 
но я вынужден говорить.
Ибо если бы убийство совершилось ночью
или [Господь] был заклан в пустыне,
то молчать было бы легко.
Ныне же посреди площади и города, 
в центре города на глазах у всех
совершилось неправедное убийство Праведника.

Итак, Он воздвигается на древо, и надпись,
обозначающая вину, прибивается рядом.
Кто есть Сей?
Сказать об этом тяжело, а не сказать страшно.
Но услышьте, устрашившись, то, от чего устрашилась земля:

повесивший землю повешен,
закрепивший небеса закреплен,
все утверждающий утвержден на древе,
Владыка оскорблен, 
Бог убит.
Царь Израиля отвергнут
десницей израильтян.

О невиданного убийства, о небывалого беззакония!
Владыка изменил Свой облик, обнажившись телом,
и оказался недостойным никакой одежды, чтобы прикрыться.

5. Сострадание твари и бесчувственность Израиля

Поэтому светила отвели глаза и день померк, чтобы скрыть
обнаженного на древе, - не тело Господа затемняя,
но глаза этих людей.

Ибо когда народ не затрепетал,
затрепетала земля.
Когда народ не убоялся,
убоялись небеса.
Когда народ не разодрал [своей одежды],
ангел разодрал [завесу храма].
Когда народ не возопил,
"возгремел с небес Господь,
и Вышний дал глас [Свой]".

Поэтому, о Израиль,
ты не затрепетал о Господе,
не убоялся о Господе,
не возопил о Господе,
[но] возопил о своих первородных,
не разодрал одежды о висящем Господе,
но разодрал ее о своих убитых.
Оставив Господа,
ты не был обретен Им.
Похоронив Господа,
ты сам себя положил в землю.

Ты распростерся мертв,

6. Воскресение Господне и его плоды

а Он воскрес из мертвых
и поднялся на высоту небес.
Господь, облачившийся в человека,
страдавший за страдавшего,
связывавшийся за связанного,
судимый за осужденного
и погребавшийся за погребенного,

воскрес из мертвых и так возгласил:
"Кто хочет судиться со Мною?
Пусть противостанет Мне.
Я освободил осужденного.
Я оживотворил умершего.
Я воскресил погребенного.

Кто Мне воспротиворечит?
Я, - говорит, - Христос, 
Я упразднил смерть,
восторжествовал над врагом,
попрал ад,
связал крепкого
и возвел человека
на высоту небес,—
Я, - говорит, - Христос."

Итак, все колена людские, погруженные в грехи,
придите и примите оставление согрешений.
Ибо Я ваше оставление,
Я Пасха спасения,
Я агнец, закланный за вас,
Я ваш освободитель,
Я ваша жизнь,
Я ваше воскресение,
Я ваш свет,
Я ваше спасение,
Я ваш Царь.
Я возвожу вас на высоту небес.
Я покажу вам Отца, Который [пребывает] от веков.
Я воскрешу вас Своей десницей."

Сей есть сотворивший небо и землю
и создавший в начале человека,
проповеданный законом и пророками,
воплотившийся в Деву, 
повешенный на древе,
погребенный в земле
и восшедший на высоту небес,
седящий одесную Отца,
имеющий власть всех судить и спасать,
через Которого Отец сотворил [все] от начала до веков.

Сей есть "Альфа и Омега".
Сей есть "начало и конец"
- начало неизреченное и конец непостижимый. 
"Сей есть Христос."
Сей есть Царь.
Сей есть Иисус,
сей есть Военачальник,
сей есть Господь,  
сей воскрес из мертвых,
сей воссел одесную Отца.
Он носит Отца и носится Отцом,
"Ему же слава и держава во веки. Аминь."

Мелитона о Пасхе

Мир написавшему и прочитавшему и
любящим Господа в простоте сердца.

Перевод Сергея Говоруна

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru