Священномученик Сильвестр


В больничном храме св. великомученицы Варвары г.Киева хранится слегка пожелтевший антиминс на котором сохранилась четкая подпись от 24 сентября 1916 года епископа Омского и Павлодарского Сильвестра. В начале двухтысячных годов, не имея достаточной информации о новомучениках и исповедниках российских, отец настоятель постоянно молился о епископе Сильвестре и служил на этом антиминсе службы в дни памяти наших новомучеников. И вот, к великой радости, было опубликовано житие священномученика Сильвестра, добровольно принявшего подвиг мученичества, не пожелавшего оставить своей паствы перед лицом безбожной орды, того самого, который приводил к присяге адмирала Колчака, как Верховного правителя России. В честь сегодняшнего праздника Собора новомучеников и исповедников российских мы публикуем краткое житие сего святого мужа, истинного воина Христова.

св. Сильвестр Омский

Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского. В1883 году юноша Иустин окончил Духовную семинарию; в 1887 году — Киевскую духовную академию.

С юных лет, сам будучи родом из мест наводненных разного рода сектантскими группами и учениями, он решил посвятить себя миссионерскому делу, делу проповеди и обращения заблудших в святое лоно Единой Апостольской Православной Церкви. Особое внимание уделил он в своих трудах богословскому и догматическому опровержению секты штундистов, чрезвычайно распространившейся в западных губерниях России в начале 20-го века. В 1889 году Иустин Львович, будучи светским лицом, был назначен миссионером Киевской епархии — случай необыкновенно редкий, почти единичный (это требовало от миссионера выдающихся качеств).

2 февраля 1892 года по специальному разрешению Священного Синода Иустин Ольшевский был рукоположен в сан пресвитера — опять-таки редчайший случай, ибо он был неженатый мирянин. О. Иустин был истинным нестяжателем по природе своей и не имел ничего из имущества; он жил в скромной келье при монастырской гостинице, жил строгой, не показной, а истинной монашеской жизнью, хотя формально и не был еще монахом, не принял монашеского пострига. С особой нежностью и лаской о. Иустин относился к детям, которых любил безгранично. В его присутствии дети не обнаруживали не тени смущения или робости, как это часто бывает по отношению к учителю-наставнику.

16 января 1911 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Сильвестра (о. Иустина предварительно постригли в мантию с именем прп. Сильвестра Печерского) во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. По наречении во епископа архимандрит Сильвестр сказал поистине пророческое слово, пророческое как в отношении своей личной судьбы, так и в отношении всей нашей многострадальной Православной Церкви. Были там такие удивительные слова: «С двух сторон нас ведут и влекут. О как сильно нынче влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, — и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более чем когда-нибудь Христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь «Им пояшет и ведет, аможе не хощеши» (Ин. 21,18). Трудно и страшно ныне архипастырствование».

4 июня 1915 года Преосвященный Сильвестр назначен епископом Омским и Павлодарским. В ноябре 1918 года в Томске, отрезанном от остальной России линией фронта, состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовывало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого стал архиепископ Сильвестр. Церкви были возвращены земля и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. Была восстановлена учебная деятельность в пяти Духовных семинариях и в пяти Духовных училищах.

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года епископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. Был восстановлен институт военных священников, и в армию их было направлено более двух тысяч. Церковное управление, возглавляемое преосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма.

Осенью 1919 года армия Колчака начала отступать, и, в конце 1919 года, белая армия оставила Омск, в который скоро вошли большевики. Архиепископ без колебаний — что само по себе уже является удивительным подвигом исповедничества — остался в захваченном городе. При этом он прекрасно отдавал себе отчет в том, что уж его то, учитывая всю его предшествующую деятельность, сии новые земные властители, коим «Бог попустил изблевать свое лукавство» (св. Феофан Полтавский), не простят и не помилуют. Сщмч. Сильвестр знал, на что он шел.

Захватив город большевики сразу же арестовали его. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него... покаяния!!! Но покаяния в чем и перед кем? Покаяния в том, что он не Каин, в том, что он не Иуда? О безумие мира сего!

Естественно, ничего не добившись, они подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленым докрасна шомполом пронзили сердце.

Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

По материалам Вестника пресс-службы УПЦ, выпуск 85, октябрь 2008

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  08.02.2009


Главная Каталог
Рейтинг@Mail.ru