О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

"Ве́черъ и зау́тра и полу́дне повѣ́мъ и возвѣщу́, и услы́шитъ гла́съ мо́й"
Пс. 54, 18.

Государственной религией Российской Империи является Православие: "Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания" (ст. 62 Свода Основных государственных законов Российской Империи). Император не имеет право исповедывать иной веры кромы Православной (ст. 63) и является "верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры, и блюстителем правоверия и всякого в Церкви святой благочиния" (ст. 64). Поэтому все с уважением относящиеся к истории нашей Державы, независимо от конфессиональной принадлежности, должны иметь представление о нашей Вере, обрядах и традиции.

Важнейшей частью религиозной жизни общества являются совместные молитвы и богослужения, которые определены Церковным уставом богослужения и изучаются Литургикой. Литургика - это церковно-богословская наука, изучающая происхождение, развитие и сущность церковных богослужений и ритуалов.

Основной богослужебной книгой, регулирующей порядок богослужения является Типикон, который в Российской Православной Церкви издавна назывался Уставом. Первоначально на Руси преобладал Константинопольский Устав, то есть устав Студийского монастыря (VIII век). Около 1070 года прп. Феодосий Киево-Печерский ввел в своей обители Студийский устав. Но с падением Константинополя Константинопольский Устав начал постепенно вытесняться уставом Иерусалимским, то есть уставом монастыря прп. Саввы Освященного (V век). И в настоящее время в Русской Церкви богослужения совершаются по новой греческой редакции Иерусалимского устава (за основу взято издание 1695 года). Необходимо отметить, что оба устава не являются разными типами богослужения, а являются двумя традициями одного православного богослужения.

Помимо Типикона существует еще несколько богослужебных книг, которые для удобства совершения служб содержат подробную информацию о богослужении для различных видов служб.

Центром всего богослужения является Литургия на которой совершается таинство Евхаристии. Чин совершения Литургии описывается в таких богослужебных книгах, как Служебник, Архиерейский Чиновник, Ирмологий.

Богослужения Православной Церкви обычно разделяются на три круга:
- суточный круг,
- седмичный круг,
- годовой круг.

Службы суточного круга подробно описываются в Часослове. В самом полном виде, называемом Великим Часословом, он содержит не только чин служб суточного круга, но и утренние и вечерние молитвы, каноны, молитвы до и после причастия, месяцеслов, наставления о правилах поведения в храме Божием. На практике же чаще всего используется Малый Часослов, содержащий только все необходимое для совершения богослужений суточного круга.

Седмичный круг богослужений подробно описан в книге Октоих (Осмогласник). В этой книге объединены седмичный круг богослужений с системой осмогласия. Осмогласие - музыкальная система, состоящая из восьми напевов (гласов), от которой происходит название книги. Эти напевы являются основными для всех церковных пенопений. Каждая неделя имеет свой глас, через 8 недель гласы повторяются. Система осмогласия была разработана прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век). Каждый же день недели (седмицы) имеет свои богослужебные особенности, подробно описанные в этой книге.

Для описания годового круга богослужений существует несколько книг. Книга Минея описывает службы на каждый день года, посвященные святым или праздникам различного уровня. На самом деле существует три вида Минеи. Минея Месячная, самая подробная, содержит 24 книги большого формата, разбитые по месяцам. Как выписки из нее существуют еще Минея Общая и Минея Праздничная. Кроме календарных служб года, существуют службы подвижных праздников, связанных с Пасхой. Эти службы описывают книги: Триодь Постная, связанная с Великим Постом, и Триодь Цветная, описывающая службы дней от Пасхи до недели всех святых.

Далее мы кратко опишем историю возникновения и содержание основных служб Православной Церкви.

1. ВСЕДНЕВНЫЕ ЧАСЫ

Часы являются составной частью суточного круга богослужений, состоящего из 9 служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9 часы и литургия.

История возникновения

Службы часов имеют древнее происхождение. С самого сотворения человека между Богом и человеком установились отношения жертвенности. Бог выражал свое отношение к человеку в жертве, сообщая ему Себя самого и свои блага. Человек получал все от Бога даром и соответственно выражал свое отношение к Богу через жертву благодарения и молитвы. Такая взаимная жертвенность Творца и творения существовали до грехопадения Прародителей.

После грехопадения человек уже не смог приносит Богу первобытную жертву, которая была естественным движением души. Обратившись ко греху человек стал нечист и порочен, стал терять духовное зрение и чувства, стал больше думать о себе, о своих земных потребностях, забывая о Боге и Его благодеяниях.

Чтобы совсем не забыть о Боге человеку стали необходимы символы и обряды, которые с самого начала устанавливались для человека Самим Богом. Существовало множество обрядов, через которые человек искал общения с Богом и примирения с Ним. Часть из этих обрядов составляли Ветхозаветные богослужения, которые включали в себя чтения заповедей Божиих, стихов из Священного Писания, чтение молитв, благословения народа священниками, приношение жертвы и пение песнопений. Царь Давид повелевал молиться утром, в полдень, вечером и в полночь, например: «вечер и заутра и полудне повеем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18; 118, 62).

В христианские времена обрядовые символические действия Ветхозаветного богослужения были отменены, так как то, что они символизировали свершилось на Голгофе. Была принесена единая жертва примирения человека с Богом, когда явился первообраз, отпала необходимость в прообразах, то есть в ветхозаветных жертвах.

Ветхозаветные символы и обряды были отменены, но формы общения человека с Богом остались. Жертвенность и молитвы остались, появились новые символы и обряды, относящиеся уже новому, обновленному человечеству. Общение человека с Богом стало еще более тесным, христиане получили заповедь непрестанно молиться. Эта заповедь выполнялась не только по отношению к внутренней, сердечной молитве, но и по отношению к молитве общественной.

Богослужения в Церкви стали совершаться в определенные часы дня и ночи, так что охватывали все части суток. Во время гонений христиане собирались преимущественно ночью, но когда гонения закончились, службы были распределены, применительно к римскому обычаю делить день и ночь на четыре стражи. Постепенно все девять служб были распределены на три времени дня: вечер, от полуночи до рассвета и с утра.

Ежедневные часы Богослужения назывались каноническими часами, потому что они предписывались канонами, то есть, церковными правилами и законами, и должны были совершаться в известные часы. Василий Великий в 4 веке, например, писал о необходимости присутствовать на каноне псалмопения. Иоанн Мосх в 7 веке говорил, что часы это как бы некоторая дань, платимая Богу каждый день, так же часы еще называли словесными жертвами.

О времени совершения ежедневных молитв в 3, 6, 9 часу и в полночь во времена Апостолов рассказывается в Деяниях Апостольских (Деян. 2, 46; 10, 9; 3, 1; 16, 25). О 3, 6, 9 часе также упоминают свв. Климент Римский (100 г.), Тертуллиан (220 г.), Киприан Карфагенский (258 г). В четвертом веке христиане так были преданы регулярным церковным песнопениям, что вместо любимых песен во время работы они пели псалмы, которые многие миряне знали наизусть. К 4 веку сложилась традиция соединять ежедневные службы в три времени. Как объясняет это св. Симеон Солунский: «Отцы Церкви из снисхождения к немощи и для отвращения предлогов к лености и нерадению, соединили времена Богослужения в три времени»: утром, пред полуднем и вечером.

Часы бывают вседневные, постовые, Царские или Великие и Пасхальные. Они представляют собой краткие богослужения, которые состоят из избранных псалмов и назидательных молитв. Третий час символизирует сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы, Шестой час символизирует крестные страдания Иисуса Христа, Девятый час символизирует Его смерть, Первый час появился позже для освящения начала дня.

Краткое содержание вседневных часов

Вседневные часы содержат по 3 псалма и избранные молитвы.

Девятый час соответствует 3 часу по полудни и совершается вместе с вечерней. Он содержит 83, 84 и 85 псалмы, в которых вспоминаются предсмертные страдания и смерть Богочеловека, сошествие Его в ад, моление о прощении наших грехов, ради которых пострадал Сын Божий. Кроме того, созерцая в конце дня благолепие земного храма, мы должны возноситься мыслию к небу и молить Бога вселить нас в небесные обители. Таково общее содержание этих псалмов. Эти псалмы для 9 часа выбраны преподобным Пахомием Великим (4 век).

Первый час соответствует нашему 7 часу утра и совершается после утрени. Он содержит 5, 89 и 100 псалмы. В 5 псалме вспоминается ревность Царя Давида о благочестии и отвращении его от нечестивых. В 89 псалме исповедуем непостижимое величие Господа, Его неизменяемость, вечность и всемогущество, а также исповедуем собственную слабость, бренность и ничтожество. В 100 псалме изображается характер истинного добродетельного мужа, которому мы должны подражать, да непотребимся от Господа, когда настанет утро вечности.

Первый час дня должен быть посвящен христианами молитве потому, что в это время Иисус Христос, как узник был веден от Каиафы на суд к Пилату, был оклеветан и осужден неправедным судом.

Третий час соответствует 9 часам утра. Он содержит 16, 24 и 50 псалмы. В псалмах 3 часа изображается неистовство, навет и злоба врагов, невинные страдания Господа, молитвенное обращение Господа к Богу Отцу, вопль кающейся души и моление о ниспослании в сердце молящегося Пресвятого Духа. На третьем часе мы просим: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и вспоминаем о сошествии Святого Духа на Апостолов в виде огненных языков.

Шестой час соответствует 12 часам дня. Он содержит 53, 54 и 90 псалмы, которые напоминают нам о распятии на Кресте Господа нашего Иисуса Христа. В них пророчески рассказывается о предательстве Иуды: «ты же человече равнодушнее, знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением» (Пс. 54, 14-15), рассказывается о неависти и лукавстве иудеев, преследующих Его (Пс. 54, 3-4, 16), указывается на землетрясение и мрак между 6 и 9 часом (Пс. 90,7), изображаются внутренние чувства Спасителя, приносящего Себя в жертву: «волею пожру Тебе» (Пс. 53,8), высказывается твердое упование на веру Христову и избавление отдавшихся под его защиту и покровительство (Пс. 90). Св. Василий Великий писал о важности 6 часа: «мы признаем за необходимое молиться в 6 час; ибо сказано: вечер и заутра, и полудне повеем и прочее; а чтобы избавиться от беса полуденнаго, нужно читать 90-псалом». Он же составил для этого часа молитву: «Боже и Господи сил».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  11.08.2018

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru