О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

1. ВСЕДНЕВНЫЕ ЧАСЫ

2. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Всенощным бдением называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым часом и отправляемая накануне известных праздников. Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета.

1. История возникновения службы Всенощного Бдения

Первое по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостольскому веку. Так, в книге Деянии Апостольских (16 гл., ст.25) упоминается о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл., 12 ст.) всей апостольской общины. В "Первый день недели", когда ученики собрались (в Триаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян. 20, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учителя Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл. Коринфянам) и Ориген (в 12 гл. соч., "О молитве"), указывают на совершение всенощного бдения как на установление самих апостолов.

Появившись в первом столетии, всенощное бдение никогда уже не забывалось Церковью, наоборот, в эпоху гонений оно стало распространяться еще более. Угнетаемые и преследуемые язычниками, христиане должны были удаляться для совершения богослужения в места, недоступные гонителям, и избирать для этого ночное время.

В основе обычая совершать всенощное бдение, по учениям св. Отцов и учителей Церкви (Киприан, Амвросий Медиоланский, Ипполит Римский, Лактанций и др.), указание Самого Иисуса Христа и данная Им апостолам заповедью "Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет" (Мф. 25,13).

Всенощное бдение получает особенное развитие в 4 веке и последующих столетиях. Так, в письме св. Василия Великого к неокесарийским клирикам отмечается, что оно совершалось в его время в церквах Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Ливии и Финикии. В этом же 4 в., было введено всенощное бдение в г. Константинополе, благодаря св. Иоанну Златоусту, который настолько приохотил жителей столицы к данной службе, что они всякий раз стекались в очень большом количестве.

В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в 15 в., т.е. одновременно с введением Иерусалимского устава.

По историческим свидетельствам, оно совершалось не только накануне воскресных дней, двунадесятых праздников и дней особенно чтимых святых всей Православной Церковью, но и накануне дней, в которые совершалась память святого, чтимого в той или другой местности, в том или другом храме или обители.

Современный состав всенощного бдения закреплен печатным изданием Типикона в 1695 г.

ВЕЧЕРНЯ

2. Порядок богослужения Вечерни

Современный чин всенощного бдения в полном своем виде изложен во 2-й главе Типикона.

Начинается всенощное бдение с вечерни по окончании 9 часа. И начинается оно с исповедания веры в Бога и Его прославления в возгласе священника, совершающего каждение в алтаре: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и прис-но и во веки веков». За тем народ подтверждает это исповедание троекратным повторением «Приидите поклонимся…» и начинается чтение предначинательного 103 псалма: «Благослови душе моя Господа…». В этом псалме раскрывается история сотворения мира и человека. Говорится, что человек вначале был прекрасным совершенным, как совершенен был весь мир. Это первобытное, блаженное состояние первого человека изображается также и в символических действиях. При пении этого псалма священник совершает каждение алтаря, храма и народа. Кадильный фимиам напоминает о благодати Святого Духа, носившегося над сотворенным миром: «Дух Божий ношашеся верху воды», как сказано в книге Бытие.

Но после пения псалма царские врата затворяются, означая, что блаженство было непродолжительным из-за грехопадения.

Еще в раю людям был обещан Избавитель и во время службы это выражается тем, что священник, символизирующий обещанного Ходатая и Избавителя, тайно читает перед закрытыми царскими вратами светильничные молитвы, прося в них Бога за падшее человечество.

После грехопадения человек уже видит не гармонию и блаженство мира, а следы внесенного им расстройства и чувствует вражду с самим собой, с Богом, людьми и природой. В таком положении человеку остается только одно – искать помощи Божией, молить его о своих нуждах и о всем, чего он лишился в результате грехопадения. Это выражается в великой ектеньи, чаще ее называют мирной, которую в это время от имени всех молящихся в храме читает дьякон.

Слово ектенья означает усиленное, напряженное моление. В мирной ектеньи 12 прошений. И начинается она со слов «Миром Господу помолимся». Это означает, что в молитве нет места шуму раздоров и страстей, должна быть душевная тишина и внутренний мир. Кто не имеет мира с ближними и с самим собой во время молитвы, тот не способен к беседе с Богом, тот не получит просимого. Господь говорил: «если принесешь дар твой к алтарю, и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя; оставь дар твой перед алтарем, и шед, прежде помирися с братом твоим». Поэтому Церковь убеждает нас беседовать с Богом в мирном состоянии души.

Первое прошение о свышнем мире. Чтобы Господь даровал нам свыше свой небесный мир, ниспослал нам Свое благоволение и, примирившись с нами, даровал спасение душам нашим.

Второе прошение о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. О том, чтобы во всем человечестве царствовал мир и спокойствие. Чтобы Церковь укреплялась и процветала, чтобы заблудшие братья осознали свои заблуждения и вернулись в единое стадо Христово – в святую Православную Церковь.

Третье прошение о святом храме сем и тех, кто с верою и благоговением в него входят. От молитвы за всю Вселенскую Церковь мы переходим к храму. Обратите внимание, что молитва распространяется не на всех без разбору, а только на тех, кто входят в храм с верою и благоговением, бесчинно входящие не способны как следует молиться, и еще при этом мешают другим молиться.

Четвертое прошение о Патриархе, епископах, священниках, диаконах, о всём клире и людях. Если мы молимся о тех, кто благоговейно входит в храм, то тем более мы должны молиться за тех, кто в нем служит.

Пятое прошение о Великом Государе нашем Императоре и о всем царствующем Доме. Молиться за Царя повелевает Апостол Павел в словах: «молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки: за Царя, и за всех иже во власти суть». Поэтому Церковь за каждым богослужением молится за главу Государства, за помазанника Божия, Благочестивейшего и Самодержавнейшего. Молится также о его наследнике и о его воинстве. Так как во время революций нельзя было молиться ни за Государя, ни за его Государство, то Церковь заменила это прошением о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея. Прошение это неопределенное и позволяет разные толкования, как монархические, так и либеральные. Обратите внимание, что Церковь здесь не молится за генсеков и президентов, понимая, что настоящим главой Государства может быть только Государь, поставленный Богом, то есть Царь, а не временный чиновник, власть которому дала непостоянная, изменчивая толпа.

Шестое прошение о том, чтобы «пособити и покорити под нозе их всякого врага и супостата». Это прошение сейчас совсем опускается, так как в революционной стране может рассматриваться как молитва о свержении богоборческого режима. Эта молитва призывает содействие Божие православному Царю и его воинству в победе над супостатами. Без помощи Божией не возможно спастись от врагов, а не усмирив врагов мы не можем жить тихо и безмятежно во всяком благочестии и чистоте.

Седьмое прошение о царствующем граде, граде сем и всяком граде и стране и с верою живущих в них. Богом сильны царства, Богом процветают страны, Богом возвышаются и падают города. Поэтому о них мы и молим Бога.

Восьмое прошение о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временах мирных. Церковь молится о хорошей погоде, земном изобилии и мире.

Девятое прошение о плавающих, путешествующих, недугующих и т.д. Т.е. мы молимся о тех людях которым преимущественно нужна помощь и которые в силу обстоятельств сами не могут здесь за себя молиться.

Десятое прошение о избавлении от всякой скорби, гнева и нужды. Здесь Церковь уже переходит к самим молящимся, чтобы Господь избавил их от всего этого. Так как многочисленные скорби и нужды иногда препятствуют идти по пути спасения.

Одиннадцатое прошение заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Все это исходит от Бога и не по нашим заслугам, а исключительно Его благодатью по нашей вере и упованию.

Двенадцатое прошение «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Т.е. мы сами себя и всех за кого молились, предали в волю Божию, вспоминая наших ходатаев перед Богом: Пресвятую Богородицу и всех святых.

Заканчивается ектенья возгласом священника, прославляющим триединого Бога. Священник возглашает, что всякая слава, честь и поклонение всегда подобают Триединому Богу.

После мирной ектеньи начинается чтение первой кафизмы (накануне воскресного дня). В каждый день недели в суточном круге богослужений читаются разные кафизмы, так чтобы за неделю (за недельный круг богослужений) прочитывалась вся Псалтырь. Накануне воскресенья читается первая кафизма. Псалмы кафизмы рассказывают нам о долгом ожидании ветхим человеком обещанного Мессии, о том, как Господь готовил людей к Его принятию. Слушая псалмы и вспоминая древние времена, мы должны вместе с псалмопевцем изливать те же покаянные чувства, так как мы тоже постоянно падаем и согрешаем. Но так как обещанное спасение уже совершилось, то мы по прочтении нескольких псалмов выражаем свои благодарные чувства ангельским славословием «Аллилуия», что означает «хвалите Сущего» и славим Пресвятую Троицу словами «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков, аминь». А за-тем мы обращаемся к Божией благодати в малой ектенье, поминая наших ходатаев перед Богом. И продолжаем дальше читать кафизму. Таких частей в кафизме три, называются они «Славами», так как содержат слова «Слава… И ныне…».

После воспоминаний о грехопадении и призыва к покаянию мы начинаем умилительное пение стихир на Господи воззвах, перемешивая стихи псалмов 140, 141, 129, 116 с воспоминаниями о том или ином святом, который в этот день празднуется, а также вспоминая благодеяния Божии. В это время мы символизируем тех израильтян, которые получили от Бога через Моисея закон, заповеди предписания, и сознающих крайнюю недостаточность своих сил для спасения. Заканчиваем стихиры Богородичным догматиком, молясь Пресвятой Богородице, которая стала орудием искупления рода человеческого. В это время открываются царские врата, и из северных дверей алтаря на середину храма выходит священник, символизирующий воплощение на земле от Приснодевы Марии Сына Божия, нашего Искупителя, который жил среди нас. Священнику предшествует диакон с кадилом символизирующий Иоанна Предтечу, уготовляющего путь Господу. Священнослужитель в открытых царских вратах делает кадильницей крестообразное движения, знаменуя крестную смерть Спасителя, открывшую нам вход в небо и произносит «Премудрость, прости». Это означает, что Господь Иисус Христос стал, по словам Апостола Павла (1 Кор. 1, 25), нашей премудростью от Бога. «Прости» означает, «прямо», и призывает к вниманию, как, например, у военных команда «смирно». За-тем начинается пение «Свете тихий», содержащей славословие Святой Троице и преимущественно Иисусу Христу.

Так как Иисус Христос, исполнив дело нашего спасения, вознесся на небеса, то священник снова заходит в Алтарь.

После пения «Свете тихий» диакон, стоя у горнего места обращается к народу: «вонмем», призывая внимание к последующим словам священника, проповедующего о Христе в прокимне. Прокимен, по объяснению Сименона Солунского, есть относящееся к празднику пророчество, слово псалма, изъсняющее значение дня. Если это праздничный день, то за прокимном могут следовать паремии, т.е. чтения из книг Ветхого и Нового Заветов. Слово паремия означает полезное поучение, сказанное иносказательно. В основном паремии содержат ветхозаветные пророчества о событиях новозаветных и правила благочестивой жизни.

После паремий следует сугубая ектенья: «Рцем вси от всея души…». Троекратным пением «Господи помилуй» во время сугубой ектеньи мы указываем на участие всех трех Лиц Святой Троицы в деле спасения. С особенным дерзновением мы усиленно молимся за Царя и его семейство, за Патриарха и местного Епископа, за христианское воинство, за всех умерших, о создателях храма сего, за ближних, за их благосостояние и спасение, за жертводателей, за поющих и труждающихся в храме, предстоящих и ожидающих великие и богатые милости. И в конце священник возглашает «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…».

За возгласом следует вечерняя молитва или песнь, составленная из разных псалмов: «сподоби Господи…», в которой мы просим Господа без греха сохранитися нам в течение вечера, просим милости у Святой Троицы и возносим хваление Богу.

Потом совершается просительная ектенья. Мы просим у Господа ниспосылать нам блага духовные, как в настоящей, так и в будущей жизни. В конце прошения священник возглашает «яко благ и человеколюбец Бог …», удостоверяя молящихся, что Бог может исполнить просимое.

Затем священник благословляет предстоящий народ и читает молитву с главопреклонением в знак покорности Богу, испрашивая у Него исполнение наших прошений, и чтобы он сохранил нас в сей вечер и ночь от козней лукавого.

После молитвы начинаются «стихиры на стиховне». Ко всем стихирам, кроме первой, присоединяются стихи, поэтому эти стихиры называются стиховными. Стихиры представляют собой Новозаветные песнопения, выражающие нашу веру в Господа Иисуса Христа, как Царя неба и земли, разрушившего державу смерти, и дополняемые Ветхозаветными стихами, указывающими на веру ветхозаветных людей в обетованного Мессию. Также в стихирах могут воспеваться прославленные святые.

За стихирами Церковь напоминает нам об отшествии нашем из мира сего и поет молитву Симеона Богоприимца «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». С этой молитвой мы как бы выходим из Ветхозаветных времен и вступаем во времена Новозаветные. Увидев тихий свет Иисуса Христа, мы в конце каждого дня вспоминаем о кончине нашей жизни и желаем, подобно Симеону Богоприимцу, выйти из этого многомятежного мира с миром.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

"ЦАРСКIЙ КIЕВЪ"  11.09.2018

Главная Каталогъ

Рейтинг@Mail.ru